пятница, 14 марта 2014 г.

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности  музыкального руководителя  Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центра развития ребенка- детского сада № … составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

•        Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

•        Уставом муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения …

•        Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;

•        Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

•        Приказом министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;




Рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкольников является комплексной и составлена на основе программы по «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности.
Задачи:
        - формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
        - формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
        - обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
        
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Рабочая программа отвечает возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:
-        Слушание;
-        Исполнительство (музыкально - ритмические движения, пение, музицирование);
-        Творчество (охватывает все разделы музыкально – образовательной деятельности).

Художественно-эстетическое развитие является предпосылками для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа включает три основных раздела:

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

1.Пояснительная записка.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

2. Цели и задачи реализации Программы.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной.

3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Содержательный раздел

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
•        Методическое пособие;
         CD приложение.
                     В целях достижения лучших результатов развития музыкальной культуры и творческих способностей воспитанников в своей деятельности использую:
«Ладушки» И. Коплуновой, И. Новоскольцевой «Композитор. Санкт  - Петербург» 2005г потому что, после проведенного анализа было определено, что парциальная  программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
•        Для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства осуществляю на основе парциальной программы «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

-        образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, пластическое интонирование под музыку(ритмопластика);
- викторины, сочинение песен на заданное четверостишие, танцев импровизаций, создание музыкальных образов и настроений с учётом услышанной музыки;
- рассматривание и обсуждение музыкальных произведений вызвавшие у детей эмоциональный отклик, обсуждение средств выразительности;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) под музыку, на темы народных потешек, по мотивам знакомых музыкальных произведений(песен, игр, произведений для восприятия),  творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
-'  инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
-        слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
-        подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
-        пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
-        танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

В содержательном разделе Программы представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы.
Программа включает различные направления из числа парциальных программ.
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности ориентирована на:
·        специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
·        выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
·        сложившиеся традиции Организации или Группы.
·         
Организационный раздел

- содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации
В краткой презентации Программы указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
 2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Описание материально-технического обеспечения
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 80%. Большая часть МТБ образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления
Сведения о состоянии учебно-методической базы ДОУ
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 80%. Большая часть МТБ образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления
Сведения о состоянии учебно-методической базы ДОУ

 п/п   Наименование   

Игрушки                                                                                  
Музыкальные инструменты                                                
Предметы декоративно-прикладного искусства                        
Картины, репродукции                                                                 
Наглядные пособия (коллекции, чучела, муляжи)
                                                                                                
Технические средства обучения                                                
Детская литература                                                                 
Методическая литература                                                    


Компьютер;
музыкальный центр с караоке и микрофоном ;
магнитофон;
мультимедийный проектор ;
экран со штативом;
Принтер;
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
- художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Планированные результаты
1). ребенок овладевает основными  способами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, пении, музыкально-ритмических движениях, коммуникативные игры, танцы, творческой деятельности,  и др.; способен выбирать себе вид музыкальной деятельности, участников по совместной деятельности;
2). ребенок обладает установкой положительного отношения к музыкальному искусству, к разным видам музыкальной деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной музыкальной деятельности. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства по поводу пережитых чувств  о музыке,  старается разрешать конфликты;
3).ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкальной деятельности, и прежде всего в музыкальной деятельности; ребенок владеет разными формами и видами исполнительства, умеет себя организовать;
4). ребенок достаточно хорошо овладел умениями исполнительства, может делать свой выбор и высказывать свои желания, активно использовать музыку как способ  для выражения своих мыслей, чувств и желаний в процессе музыкальной деятельности, у ребенка складываются предпосылки  музыкальной грамотности;
5).активно и ритмично двигается под музыку в соответствии с её характером, владеет основными музыкально-ритмическими движениями , основными способами действий с музыкально-шумовыми инструментами, может контролировать свои движения и управлять ими в игре на музыкальных инструментах;
6).ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах музыкальной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

7). ребенок проявляет любознательность и интересуется музыкальным искусством, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать сказки на прослушанную музыку, танцевальные движения к музыке, мелодию к словам. Обладает начальными знаниями о себе в музыкальном искусстве, о музыкальном искусстве; знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными представлениями из области музыки; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах музыкальной деятельности.

x

Комментариев нет:

Отправить комментарий